3. Славянское единобожие.
По
свидетельствам Прокопия Кесарийского и Гельмольда,
древнейшиеславяне
верили в единого Творца, называя Его «Верховным»,
«Небесным Богом», «Богом богов». Из
Нестора также явствует, что славяне имели понятие о высшем существе,
именуемом
преимущественно «Родом», «Творцом»
и отличали Его от других второстепенных божеств. Славяне
чтили
в нем Отца Природы и Господина Мира, воля которого
правитсудьбами
Мира, промысл которого удерживает все. Его почитали «Владыкою
неба», источником божественной силы и называли ВеликимБогом,
Старым Богом или Прабогом. Другие же боги были,
поверованию
славян, существами от Верховного Бога происходящими,Его
произведениями,
от Него зависящими, сильными его силой, притом не
одинаково
могущественными.
В
соответствии
с Ведической соразмерностью одновременного единства и
различия
в Велесовой книге говорится: «Есть также заблуждающиеся,
которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они
будут
отвергнуты Родом, так как не вняли богам. Разве Вышень,
Сварог
и иные - суть множество? Ведь Бог - и един и множествен. И пусть
никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем
много
богов». [4, с. 393]
Славяне
ведали, что все полубоги, т.е. второстепенные боги,
подчиняются
Вседержителю Трибогу, называемому также Триглавом,
Трояком,
ставшему прообразом индийского Тримурти и Святой Троицы
христиан,
имеющему три ипостаси:
-
Сварог
- Жарог (Брахмо индусов) или Вышний Алпан (Вишну индусов и
Аллах мусульман), воспринимаемый как мужской облик
Творца,
олицетворяющий собой гармонизирующую, объединяющую,
сохраняющую
и поддерживающую силу равновесия;
-
Свентовит
- Светло, Велес, воспринимаемый как женственный облик
Творца,
олицетворяющий собой потенциальную силу созидания,
ставший
прообразом индийского Брахможгети - Сияния Брахмо, а
также
- Святого Духа христиан;
- Род -
Перун - Индра - Крышень - первый, народившийся, т.е.
воплощенный
Свет - Живатма, воспринимаемый как Сыновний облик
Творца,олицетворяющий
собой кинетическую силу разрушения Старогово имя
созидания
Нового и ставший прообразом Живы-Шивы и Кришныиндусов, а
также
и Мессии христиан. Эту Всевышнюю Троицу, являющуюся первым
родом, славяне почитают своими Пращурами.
Щурами–
вторым родом славян являются боги Высшей
БожественнойТроицы:
Отец
-Род,
ставший прообразом индийского Гарбхадакашайа-Вишну:
насанскрите
«гарбха» означает зародыш; Мать - Ясунь- Лада,
ставшая прообразом ясной Лакшми Индии, или же Пракрити-
Природы;
в Велесовой книге это Лебедь Белая; Сын - Сварог, имеющий
четыре
головы, ставший прообразом индийского Брахмы.
Прадедами
- третьим родом славян являются боги Близшей
БожественнойТроицы:
Отец - Сварог, Мать - Макошь (Душа - Птица Сва -
Дива-Додола)
- Баба-Слава, ставшая прообразом индийской Царасвати;
Сыновья
их - Деды славян: Дажьбог, дающий бог - Солнце; Стрибог
-птица
Стратим - простирающийся, всюду проникающий; Хорос - Птица
Алконост, Ярило или Индра; Купала, Белояр; все они составляют Старшийрод
славян.
Ниже
стоит
четвертый - младший - род, состоящий из младших
сварожичей,
т.е. славян, достигших в посмертии совершенства -
боженят,
ставших прообразом многих христианских святых, или как
ихназывали
в народе - божичей, т.е. Всеобщих Триглавов,
являющихсяПрародителями
славян: Сенич - Житнич - Венич, Зернич - Овсенич- Просич,
Студич - Ледич - Лютич, Птичич - Зверинич - Милич, Дождич -
Плодич - Ягодинич, Пчелич - Ирестич - Кленич, Озернич - Ветрич-
Соломич,
Снежич - Странич - Свендич, Радич - Свиетич -
Корович,Красич
- Травич - Стеблич, Родич - Масленич-
Живич,
Ведич - Листвич - Цветич, Водич - Звездич - Громич, Семич -
Липич - Рыбич, Березич - Зеленич - Горич, Страдич - Спасич -
Листверзич, Мыслич - Гостич - Ратич, Стринич - Чурич - Семаргл-
Огнебог.
Пятый
род
составляют славянские Народы, которые произошли от
боговСтаршего
рода, Русы же являются Дажьбожьими внуками.
Шестойрод
составляют Домашние (служебные) божки. Старшим среди
Домовиков
является Хозяин Домовой, величиной с годовалого ребенка;
он
возглавляет Сенников, Банников, Овинников,
Гумников,
Горешников (обитателей «гореща» – чердака), Птичьих,Клунных
и Зерновиков (хранящих запасы зерна). ПодчиняютсяХозяину и
Садовник со своими помощниками: Яблонниками,
Грушевниками,
Вишенниками, Сливовниками, Ягодниками, Травниками,
Вяшатами,
Вяшками и Вешками (Вешки, величиной с пчелу, живут в
стенах
дома; а Вяшата, величиной с ладонь - в саду и огороде). Подчинены
Хозяину и Огородник со своей командой: Капустниками,
Гороховиками,
Огуречниками, Картошниками, Кукурузниками, Дынниками,
Арбузниками,
Цибульниками, Свекольниками и Укропниками.
Все
домовики
- божки веселые, у них «душа дитячья». Зла они
не помнят, и если человек даже обидит их, долго не
сердятся.
Особенно, если получили «страву» - жертву Домашним
божкам.
Описывая
пантеон славянских божеств, в «Велесовой книге»
говорится: «Славу творите всему Свентовиту: «Слава
Творцу нашему!» И говорите: «Все сотворенное не может войти
в распростертый ум!» Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть - как Сварог и Перун - есть в
тоже
время и Свентовит. Сварог сотворил свет. Он - есть
Богсвета
и Бог Прави, Яви и Нави».
Триединое
устройство мироздания заключается в том, что Правь -
этоИстина,
творящая сущее, но сама в нем не участвующая. Явьтворится
Правью и меняется под ее влиянием, ибо суть
Творца имеется в Прави, но не в Яви. Навь - эта та же Явь, тольковне
творящей Прави. Явь течет по Прави, но, отделенная отнее,
становится
Навью. Явь, связанная с Правью, является Живой,но как
только
Правь ее покидает или сама Явь отделяется отПрави, то она
становится Навью. Навь - вне Живы, посему изовется
нежитью,
ибо она лишена источника жизни - Творящей Всевышней Прави.
Поэтому славяне считают целью своей земной жизни соединениеЯви с
Правью.
Обозначая
триединство Вседержителя - Триглава (Тримурти,
Три-Единого)
изображением трезубца, славяне наносили этот знак на
домашнюю
утварь, монеты, печати и отмечали им свои письмена. Они
широко
использовали этот образ триединства и в сказаниях -
например,
в понятии о «три-девятом царстве - три-десятом
государстве».
Был Трезуб и знаком князей России - например, князя Кыя, династия
которого продолжалась с IV до IX в. н.э. при князьях Аскольде и
Дире
Киевских. Знак Сварожьего Трезуба (Триглава) руссы
применяли
с давних времен: например, он был тавром русколанов и
иногда
аланов.
Сварогу
чехов, словаков и украинцев - Рарог, огненный дух -
«старший
бог Рода божьего»; он - «родник всему Роду»,
Дед богов - утверждает Велесова книга. Всемилостивый и в
то
же время грозный бог Сварог ожидает людей в небесном Рае - Ирии, или
Сварге
(на санскрите - в Сварга-локе, а по Велесовой книге - в
Ясуни,
т.е. Ясном, Светлом мире).
В
очерке
Старославянского Баснесловия сказано: «Ближайшее кБогу
существо есть Светло»; в византийской «Хронике»
Иоанна Малалы (491-578), входящей в Ипатьевскую летопись
1114
года, утверждается: «Сварог - Отец Света», Его сын «Дажьбог
- ежи нарицается Солнце, ...почитаемый на Руси под
именемДажьбога,
Хорса или Солнца». По Ведам Солнце-Сварожичназывается
на санскрите «Svar», «Suar».
На
то,что
славяне почитали Свет, поклоняясь Огню и Солнцу,
указывают
Нестор, другие русские и иностранные летописцы, в том
числе
Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд.
С Солнцем, Светом, Огнем связаны и
многиедругие
славянские божества, и прежде всего Хорс, упомянутыйв
«Слове
о полку Игореве», и Ярило. Культ Солнца ясно
просматривается
в «Слове»: князь Игорь, брат его ВсеволодТрубчевский, их
племянник Святослав Ольгович Рыльский и сынИгоря - Владимир
Путивльский,
то есть все «гнездо Ольгово»,именуются детьми
Солнца.
Разумеется,
огонь - не единственная стихия Природы, которую
почиталинаши
предки. Чтили они и землю, называя ее матушкой, и воду,и
воздух,
и эфир. Но все же предпочтение отдавалось
божествамСвета-Огня,
олицетворяющим собой светоносную силу в нравственноми
физическом
смысле: Сварог, Перун, Дажьбог и их спутники - Купала,
Ладо,
Коляда и другие.
Из
хроник
Гельмольда (XII в.) и других летописцев того времени
известно,
что поляне, стодоране и раны почитали Солнце под именем
Яровита,
Рановита и Поревита, и что Богу Триглаву были посвящены
храмы
в Щетине и в Волине, а Свентовиту - в Арконе. Они же
говорят,
что Сварожич был главным богом русов, а Радегаст -
далечан;
что Прове (Перун), был почитаем у славян, живших в Вагрии. Все эти
племенные Боги разнились названиями, но были воспроизведением
одного
и того же Верховного Бога Света - Сварога. В Ипатьевской
летописи
прямо указывается: «Солнце- царь - сын Сварогов, еще
есть Дажьбог». Следовательно, Солнце, или Дажьбог, есть
сын Сварога. Сварог есть отец Огню и Солнцу, а Солнце, или
Сварожич, - дитя Света; поэтому полабские славяне чтили Сварога под
именем
Свентовита. Имя же Дажь или Даждь-Бог понималось нашими
предками
как Дай-Бог, Бог-благодатель.
|